Понимают ли сургутяне музыку древнего музыкального инструмента и как мускулы помогают на нем играть
Ближайший концерт, на котором можно будет услышать единственную арфистку Сургута Екатерину Ткаченко, состоится в сургутской филармонии уже завтра, 30 декабря.
Ближайший концерт, на котором можно будет услышать единственную арфистку Сургута Екатерину Ткаченко, состоится в сургутской филармонии уже завтра, 30 декабря. Исполнительница будет играть в составе симфонического оркестра. Арфа поможет гостям концерта услышать некое волшебство и создать новогоднее настроение. Программа, которую исполнит оркестр, посвящена предстоящим праздникам.
Сургутскую арфистку знают в лицо. Она не только выступает в составе оркестра, но и часто солирует в фойе на торжественных мероприятиях и выставках. Изящный музыкант особенно контрастирует рядом с огромной арфой весом в почти 36 килограммов. Таких в Сургуте две – в филармонии и Колледже русской культуры, где преподает Екатерина Ткаченко.
– Когда меня приглашают выступить вне колледжа или филармонии, то обычно организаторы заботятся о транспортировке музыкального инструмента. Сама я арфу, конечно, не таскаю. Для нее есть специальный твердый чехол. Для перевозки арфы подходит даже легковой автомобиль. Ну, и требуется еще пара крепких мужских рук. Если я выступаю в концертном зале другого города, где арфа уже имеется, то играю на нем, – улыбается Екатерина в ответ на наш вопрос, как она таскает на себе такую тяжесть.
Как вы вообще выбрали такой необычный инструмент?
– Арфу я выбрала уже в осознанном возрасте. Дело в том, что я училась в специализированной музыкальной школе. Свое обучение начинала как пианистка. Помню, как мама водила меня на концерты в филармонию в Риге. Это были программы, специально адаптированные для детей. Как музыкальные уроки. На них сначала рассказывали про какой–то инструмент, а потом оркестр играл произведение, в котором этот инструмент солировал. Так я услышала арфу и влюбилась в нее. Мне понравились вибрации, звук и самой захотелось попробовать так же. Сразу попросила маму отвезти меня к преподавателю. Сначала я занималась на арфе факультативно. Когда появились первые успехи, то она стала моим основным инструментом.
Что, на ваш взгляд, арфа дает оркестру во время концерта?
– Арфа в оркестре – это определенные вибрации. Например, она может изобразить тучи. Конечно, во время игры целого оркестра отдельно арфы не будет слышно. Потому что по громкости она уступает духовым инструментам, не говоря уже о целой группе. Но арфа добавляет красок. А в «прозрачных» оркестровых местах переливы арфы часто используются для создания какого–то волшебства. Например, мы играли в балете Чайковского «Щелкунчик» знаменитое «Белое адажио». Это танец принца и лебедя на волшебном озере. В этот момент арфа подчеркивает атмосферу места. Звуки этого инструмента ассоциируют с волнами.
Обычно вы выступаете в составе оркестра?
– Необязательно. Арфа также используется как сольный инструмент. На ней играют даже произведения, которые изначально написаны для фортепиано. Это могут быть и ноктюрны, и даже музыка эпохи барокко. Тут вся гамма чувств зависит от задач конкретного произведения. Дело в том, что на арфе, как и на пианино, тоже играют двумя руками. Иногда – у меня такое бывало – непрофессионалы даже путают звуки с фортепиано. Хотя технически, конечно, на арфе не все, что исполняют пианисты, можно повторить: инструмент устроен по–другому. Но много фортепианной музыки переложено для арфы.
У вас, наверное, все пальцы в мозолях?
– Вовсе нет. Мозоли бывают, но редко. Если заниматься регулярно и примерно одно и то же время каждый день, то все хорошо. Даже если четыре часа, главное – регулярность. А вот если резко начать заниматься по четыре часа после долгого перерыва, отпуска, то будут мозоли. Потому что пальцы потеряли огрубелость и стали более нежными. Они уже не готовы к таким нагрузкам. Главное – начинать занятия постепенно.
А требуется ли для игры на арфе физическая сила, приличные мышцы?
– Физическая сила действительно нужна, потому что левая рука находится на весу, в приподнятом положении. Если человек физически не готов, то начинаются проблемы: локти опускаются, устают. Из положения «локти внизу» играть что–то техничное будет сложно. Плюс требуется хорошая координация, потому что мы же, как органисты, – играем не только руками, но и ногами. Ноги переключают педали, и, если с координацией есть проблемы, то игра на арфе будет даваться с большим трудом.
Поддается ли арфа музыкальным экспериментам?
– Самый интересный для меня эксперимент сейчас – это возможность играть в ансамбле с контрабасом, виолончелью, фортепиано, флейтой. А вообще эксперименты – это по большей части в ведении композиторов. Сейчас они любят придумывать все новые и новые музыкальные приемы извлечения звука. А мы, исполнители, уже идем на пути этого веяния моды. В некоторых современных произведениях во время игры нужно водить металлической частью ключа для настройки арфы по сыгранным струнам. Струна колеблется, соприкасается с железом и получаются интересные звуки. Но это все в ведении композиторов. Потому что должно быть не просто так, что я сюда вставлю такой прием, сюда – такой. Должна быть концепция.
Понимают ли сургутяне вашу музыку?
– Думаю, если человек не равнодушен к музыке, то арфа будет ему понятна. Если он открыт к тому, чтобы послушать классическую музыку, то он ее поймет. Я вижу, что люди на моих выступлениях открыты к этому музыкальному диалогу. Ближайший – 30 декабря. Мы с симфоническим оркестром исполним новогоднюю программу. Сольные выступления пока не запланированы, а вот концерты с оркестром состоятся и в январе.
Екатерина Ткаченко:
«Обычно организаторы заботятся о транспортировке музыкального инструмента. Сама я арфу, конечно, не таскаю. Для нее есть специальный твердый чехол. Для перевозки арфы подходит даже легковой автомобиль. Ну, и требуется еще пара крепких мужских рук. Инструмент весит 36 килограммов».
Сургутскую арфистку знают в лицо. Она не только выступает в составе оркестра, но и часто солирует в фойе на торжественных мероприятиях и выставках. Изящный музыкант особенно контрастирует рядом с огромной арфой весом в почти 36 килограммов. Таких в Сургуте две – в филармонии и Колледже русской культуры, где преподает Екатерина Ткаченко.
– Когда меня приглашают выступить вне колледжа или филармонии, то обычно организаторы заботятся о транспортировке музыкального инструмента. Сама я арфу, конечно, не таскаю. Для нее есть специальный твердый чехол. Для перевозки арфы подходит даже легковой автомобиль. Ну, и требуется еще пара крепких мужских рук. Если я выступаю в концертном зале другого города, где арфа уже имеется, то играю на нем, – улыбается Екатерина в ответ на наш вопрос, как она таскает на себе такую тяжесть.
Как вы вообще выбрали такой необычный инструмент?
– Арфу я выбрала уже в осознанном возрасте. Дело в том, что я училась в специализированной музыкальной школе. Свое обучение начинала как пианистка. Помню, как мама водила меня на концерты в филармонию в Риге. Это были программы, специально адаптированные для детей. Как музыкальные уроки. На них сначала рассказывали про какой–то инструмент, а потом оркестр играл произведение, в котором этот инструмент солировал. Так я услышала арфу и влюбилась в нее. Мне понравились вибрации, звук и самой захотелось попробовать так же. Сразу попросила маму отвезти меня к преподавателю. Сначала я занималась на арфе факультативно. Когда появились первые успехи, то она стала моим основным инструментом.
Что, на ваш взгляд, арфа дает оркестру во время концерта?
– Арфа в оркестре – это определенные вибрации. Например, она может изобразить тучи. Конечно, во время игры целого оркестра отдельно арфы не будет слышно. Потому что по громкости она уступает духовым инструментам, не говоря уже о целой группе. Но арфа добавляет красок. А в «прозрачных» оркестровых местах переливы арфы часто используются для создания какого–то волшебства. Например, мы играли в балете Чайковского «Щелкунчик» знаменитое «Белое адажио». Это танец принца и лебедя на волшебном озере. В этот момент арфа подчеркивает атмосферу места. Звуки этого инструмента ассоциируют с волнами.
Обычно вы выступаете в составе оркестра?
– Необязательно. Арфа также используется как сольный инструмент. На ней играют даже произведения, которые изначально написаны для фортепиано. Это могут быть и ноктюрны, и даже музыка эпохи барокко. Тут вся гамма чувств зависит от задач конкретного произведения. Дело в том, что на арфе, как и на пианино, тоже играют двумя руками. Иногда – у меня такое бывало – непрофессионалы даже путают звуки с фортепиано. Хотя технически, конечно, на арфе не все, что исполняют пианисты, можно повторить: инструмент устроен по–другому. Но много фортепианной музыки переложено для арфы.
У вас, наверное, все пальцы в мозолях?
– Вовсе нет. Мозоли бывают, но редко. Если заниматься регулярно и примерно одно и то же время каждый день, то все хорошо. Даже если четыре часа, главное – регулярность. А вот если резко начать заниматься по четыре часа после долгого перерыва, отпуска, то будут мозоли. Потому что пальцы потеряли огрубелость и стали более нежными. Они уже не готовы к таким нагрузкам. Главное – начинать занятия постепенно.
А требуется ли для игры на арфе физическая сила, приличные мышцы?
– Физическая сила действительно нужна, потому что левая рука находится на весу, в приподнятом положении. Если человек физически не готов, то начинаются проблемы: локти опускаются, устают. Из положения «локти внизу» играть что–то техничное будет сложно. Плюс требуется хорошая координация, потому что мы же, как органисты, – играем не только руками, но и ногами. Ноги переключают педали, и, если с координацией есть проблемы, то игра на арфе будет даваться с большим трудом.
Поддается ли арфа музыкальным экспериментам?
– Самый интересный для меня эксперимент сейчас – это возможность играть в ансамбле с контрабасом, виолончелью, фортепиано, флейтой. А вообще эксперименты – это по большей части в ведении композиторов. Сейчас они любят придумывать все новые и новые музыкальные приемы извлечения звука. А мы, исполнители, уже идем на пути этого веяния моды. В некоторых современных произведениях во время игры нужно водить металлической частью ключа для настройки арфы по сыгранным струнам. Струна колеблется, соприкасается с железом и получаются интересные звуки. Но это все в ведении композиторов. Потому что должно быть не просто так, что я сюда вставлю такой прием, сюда – такой. Должна быть концепция.
Понимают ли сургутяне вашу музыку?
– Думаю, если человек не равнодушен к музыке, то арфа будет ему понятна. Если он открыт к тому, чтобы послушать классическую музыку, то он ее поймет. Я вижу, что люди на моих выступлениях открыты к этому музыкальному диалогу. Ближайший – 30 декабря. Мы с симфоническим оркестром исполним новогоднюю программу. Сольные выступления пока не запланированы, а вот концерты с оркестром состоятся и в январе.
Екатерина Ткаченко:
«Обычно организаторы заботятся о транспортировке музыкального инструмента. Сама я арфу, конечно, не таскаю. Для нее есть специальный твердый чехол. Для перевозки арфы подходит даже легковой автомобиль. Ну, и требуется еще пара крепких мужских рук. Инструмент весит 36 килограммов».
Последние новости
Бюджет города Мегиона на 2025 год: основные направления и прогнозы
Депутаты обсудили ключевые аспекты формирования бюджета на предстоящие годы.
Невероятная гибкость и сила: как йога меняет жизни людей
Исследование показывает позитивное влияние йоги на физическое и психическое здоровье.
Экономическое развитие Югры: тенденции и перспективы
Обзор ключевых факторов, влияющих на экономику региона
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Назрани с предложениями работы от ведущих работодателей города