Читайте о миссионерской и просветительской деятельности на Севере
День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая, – хороший повод вспомнить о миссионерской и просветительской деятельности на Севере.
День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая, – хороший повод вспомнить о миссионерской и просветительской деятельности на Севере.
Для самоедов и остяковОдним из центров миссионерства в нашем крае стал Кондинский монастырь, основанный в 1657 году. В 1844-м при монастыре была учреждена церковная миссия для ведения просветительской работы среди инородцев Березовского края.
Путешественники и исследователи Севера, посетившие наш край, подробно рассказали о том, как инородцев в разные годы учили грамоте и слову Божьему при монастыре.
«Этот монастырь находится в 800 верстах от Тобольска и в центре, так сказать, всех инородческих племен Тобольской губернии: самоедов, остяков, вогулов и татар. Нынешний архимандрит Арсений устроил здесь школу, в которой учатся теперь 10 остяцких, 2 самоедских и 3 русских мальчика. Цель учреждения этого училища – приготовление инородческих детей для слушания курса богословских наук в Тобольской духовной семинарии и для рукоположения их со временем в священники этого отдаленного края», – описывал ссыльный И. И. Завалишин увиденное в Кондинском монастыре. Ссылку в Сибирь он использовал, как позже оказалось, в научных целях. В 1863 году в «Тобольских губернских ведомостях» напечатал «Путевые очерки», а в 1862–1865 годах издал «Описание Западной Сибири». Первая стойбищная школа
Надо сказать, подобные школы были открыты в селах Сухоруковском, Малоатлымском и Белогорском. Кроме того, 29 остяцких мальчиков обучались в школах при церквах в селах Варьякском, Верхнелумпокорском, Ваховском и Малоюганском. Обучение инородцам, от природы сметливым, давалось не без проблем. Да и сами миссионеры, часто не владевшие языком аборигенов, испытывали трудности в преподавании.
В 1891 году Кондинский Свято-Троицкий мужской монастырь был передан Кондинской женской общине, приписанной к Иоанно-Введенскому женскому монастырю Тобольской епархии. С 1892 года в школе стали учиться и девочки. Первый набор состоял из четырех девочек и трех мальчиков, но уже через четыре года в школе учились 16 человек. Руководила школой молодая монахиня Нина Лепёхина, выпускница Мариинской женской школы. Дочь священника, владевшая хантыйским языком, сумела в 1893 году открыть небольшую школу прямо на стойбище остяков и кочевала вместе с ними в течение года. Именно про эту кочевую «маленькую школку» профессор-лингвист Якобий, исследовавший Север в 1893 году, писал, что «такая школа может служить образцом. Я ее ценю с точки зрения принципа». Учительница обучала хантыйских ребят русскому языку, затем они поступали в монастырскую школу.
В 1924 году Кондинский монастырь был ликвидирован, а вместе с ним закрылась и монастырская школа.
Церковь во имя Живоначальной Троицы была основана в Кодском городке в 1600 году, а в 1657 году там был основан Кодский (Кодинский) монастырь
Начальное училище в Ларьяке
В Сургутском уезде церковная школа для остяцких детей открылась в 1842 году. Тогда в Ларьяке посадили за парту десять ребят. Школа просуществовала, с перерывами, весь оставшийся XIX век.
В январе 1904 года в селе Ларьякском был открыто начальное училище министерства народного образования. До того времени на Севере были церковно-приходские школы в некоторых деревнях, два училища – в Березово и Сургуте, где обучались русские дети и преподавался в основном Закон Божий, а общеобразовательных знаний эти школы почти не давали.
Инициатором создания светской школы в начале ХХ века выступил уездный исправник Григорий Пирожников. В декабре 1903 года во время ежегодной ярмарки в Ларьякском он предложил туземцам открыть свою школу. Ярмарочный съезд согласился. Исправник добился разрешения на открытие начального училища министерства народного просвещения. Первым учителем школы стал Григорий Дмитриев-Садовников. В первые дни было принято 15 учеников, из них 6 остяцких детей – 4 мальчика и 2 девочки.
«Учителю удалось научить их читать по звуковому способу – сначала остяцкие слова, написанные русскими буквами, а потом и русские. Таким вот образом ученики научились по-русски, а учитель по-остяцки. Все шесть детей окончили школу и получили свидетельства», – отмечал в своих записках Пирожников. Не имея учебников, в первые два года Дмитриев-Садовников подготовил рукописные и учил по ним. Во внеучебное время ходил вместе со школьниками на рыбалку и охоту, наблюдал за занятиями их родителей. Приохотив детей к ученью, Григорий Матвеевич успешно учительствовал в Ларьякском почти десять лет. В первые же годы, в совершенстве овладев остяцким языком, принялся за составление его словаря и грамматики. В 1908 году Дмитриев-Садовников открыл при училище кузнечно-слесарную мастерскую, предварительно освоив столярное, слесарное и кузнечное дело, ремонт охотничьих ружей, лужение медной посуды. Мастерская выполняла заказы местного населения. Известно, что в 1911 году ее изделия экспонировались в Омске на первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке.
Церковь иконы Божией Матери. Фото 1912 года. Автор Г.М. Дмитриев-Садовников
«Я среди них живу»
Кроме того, Григорий Матвеевич, понимая в широком смысле задачи просвещения, передал в Тобольский губернский музей гербарии, фотографии, материалы фенологических наблюдений, предметы остяцкого быта для этнографической коллекции, сведения по народной медицине. Дмитриев-Садовников в своих заметках в «Сибирский листок» размышляет о предназначении учителя и, обращаясь к коллегам, призывает: «Сейте, господа, доброе, доброе и пожнете».
Однажды на учительских курсах в Тобольске директор народных училищ заметил, выступая перед педагогами, что инородцы губернии изучены лучше, чем русские, составляющие большинство населения, и мягко упрекнул Дмитриева-Садовникова в том, что он слишком увлечен изучением остяков. «Но ведь я среди них живу, как же мне их не изучать?» – ответил учитель.
Именно такие просветители, как монахиня Нина Лепёхина, учитель Григорий Дмитриев-Садовников, уездный исправник Григорий Пирожников, способствовали распространению грамотности и знаний среди коренного населения Обского Севера. Их подвижничество не могло не дать добрые всходы.
Автор текста: Ольга Маслова
Последние новости
Обучающие вебинары от Российского экспортного центра
Узнайте о возможностях развития экспортной деятельности.
Увеличение числа ВИЧ-положительных в ХМАО
В регионе зарегистрировано более 30 000 случаев ВИЧ-инфекции.
Сургутяне предостерегают о возможной угрозе
Горожане выражают обеспокоенность по поводу надвигающейся проблемы.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку