Средний размер взятки по сравнению с прошлым годом существенно вырос. Интервью с прокурором ко Дню борьбы с коррупцией
В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией о том, как борьба с этим явлением поставлена в нашем регионе,
В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией о том, как борьба с этим явлением поставлена в нашем регионе, читателям UGRA-NEWS.ru рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры ХМАО-Югры Павел Волков.
— Павел Сергеевич, в этом году 9 декабря в 17-й раз отмечается Международный день борьбы с коррупцией и почти 13 лет действует российский закон о противодействии коррупции. Расскажите, как организована работа в этой сфере.
— Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 году открыта для подписания Конвенция против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН. Российская Федерация в числе первых стран ее подписала и ратифицировала.
Напомню, 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который впервые на законодательном уровне закрепил понятие термина «коррупция», определил ее основные признаки, принципы и способы противодействия этому пагубному явлению.
Деятельность прокуратуры осуществляется в трех предусмотренных данным законом направлениях. Первое — это профилактика коррупции, второе — непосредственная борьба с ней, и третье — минимизация и ликвидация последствий, связанных с коррупционными проявлениями. Мы нацелены, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.
В составе прокуратуры округа создано специальное структурное подразделение — отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. На местах организация надзора в этой сфере возложена лично на прокуроров, а проведение проверок поручается наиболее опытным и квалифицированным работникам.
— Каковы на сегодня результаты надзорной деятельности органов прокуратуры на этом направлении?
— В текущем году прокурорами пресечено свыше 1 600 нарушений антикоррупционного законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечено более 450 должностных лиц, шесть из которых уволено в связи с утратой доверия. По материалам надзорных мероприятий возбуждено 46 уголовных дел.
За правонарушения, влекущие административную ответственность, наказано 75 лиц, на них наложены штрафы в размере 5 млн рублей. Основную массу составляют работодатели, нарушившие порядок приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Также по нашим постановлениям на 2 млн рублей оштрафованы две организации, в интересах которых чиновникам передавались незаконные вознаграждения.
Традиционным направлением деятельности остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупциногенных факторов. После вмешательства прокуроров в соответствие с действующим законодательством приведено 150 правовых актов органов власти и организаций.
Отдельное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба, причиненного актами коррупции. Исходим из того, что ущерб, причиненный коррупционным нарушением, либо незаконно полученные денежные средства или имущество должны быть полностью взысканы с нарушителя и обращены в доход государства.
На особом контроле прокуроров надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам указанной категории.
Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов. Большое значение придается совместным целевым профилактическим мероприятиям, проверкам.
— Расскажите о структуре коррупционной преступности в регионе? Изменяется ли она с годами? Есть ли особенности в нашем округе? В каких сферах жизни чаще всего встречается коррупция?
— Автономный округ традиционно отличается своей стабильностью по многим направлениям. Состояние законности в антикоррупционной сфере здесь не исключение. На протяжении последних лет резкого роста либо спада числа коррупционных нарушений и преступлений не отмечалось.
К примеру, в 2019 году их выявлено 376, что составляет порядка 2 % от общего числа задокументированных криминальных деяний, в 2020-м — 354.
Сегодня по всей стране наметилась тенденция к росту числа выявляемых противоправных действий коррупционной направленности. В текущем году в Югре задокументировано более 360 криминальных проявлений коррупции, прирост — 3 %. В суды передано более 100 уголовных дел в отношении 107 коррупционеров, осуждено 65 лиц.
На общероссийском фоне антикоррупционная работа в округе выглядит довольно эффективно. Структура преступности в большей части сформирована за счет посягательств на интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, такими, как получение взятки, злоупотребление, превышение полномочий, служебные подлоги, присутствует мелкое взяточничество, это когда размер незаконного вознаграждения не превышает 10 тысяч рублей.
Чаще всего дают и получают взятки на дорогах за непривлечение к административной ответственности. Значительную долю занимают коррупционные хищения и присвоения в государственных, муниципальных учреждениях и коммерческих организациях.
С учетом специфики региона фиксируются акты коррупции в топливно-энергетическом комплексе, в том числе коммерческие подкупы, в области природопользования, закупочной деятельности, бюджетных правоотношений, реализации национальных проектов.
— А сколько выявлено фактов взяточничества? Каков средний размер взятки, сумма-рекорд?
Факты взяточничества составляют более половины от общего числа преступлений коррупционной направленности, которые фиксируются в округе.
Правоохранительные органы нацелены в первую очередь не на выявление мелких взяток в отношении врачей, учителей, водителей на дорогах, что еще несколько лет назад было достаточно распространено, а на документирование значимых преступлений, в том числе совершенных в крупном или особо крупном размерах.
Поэтому из 183 случаев взяточничества 136 преступлений связаны именно с получением незаконного вознаграждения, средний размер которого по сравнению с 2020 годом существенно вырос с 388,5 до 683,8 тысяч рублей. В отношении 18 должностных лиц, обвиняемых во мздоимстве, уголовные дела уже направлены в суд.
Сбор статистических данных не предусматривает какой-либо дифференциации отдельно по сумме полученных или переданных взяток, в том числе самым рекордным, как вы сказали, или, наоборот, самым небольшим.
Есть примеры получения крупных, особо крупных взяток или коммерческих подкупов, а также привлечения к уголовной ответственности тех, кто совершил такие преступления.
Сейчас под следствием находится руководитель филиала казенного учреждения автономного округа, получивший взятку в размере 36,5 млн рублей за беспрепятственное подписание актов выполненных работ по многомиллиардному контракту.
По другому делу бывшему руководителю государственного учреждения в Нижневартовске предъявлено обвинение в получении взяток в общем размере более 5 млн рублей от предпринимателя за лояльное отношение при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В Нижневартовском городским суде рассматриваются уголовные дела в отношении бывшего директора крупной нефтедобывающей компании и его заместителя, которые на системной основе получали коммерческие подкупы от представителей подрядных организаций за оказание содействия в заключении договоров, создание условий для их исполнения. Общая сумма незаконных вознаграждений по этим делам превысила 31 млн рублей. К сожалению, таких примеров можно привести много.
— Назовите особо отличившиеся муниципальные образования, где произошло серьезное число коррупционных преступлений, и есть ли территории, где их не зарегистрировано?
— Все мы понимаем, что в коррупционных сводках всегда будут лидировать территории, где сосредоточено обращение финансовых активов, принятие экономически значимых решений, расположены федеральные органы власти и крупные промышленные предприятия.
По итогам 2020 года в «лидеры» по числу выявленных преступлений вошли Нижневартовск, Сургут и Ханты-Мансийск.
Но одни лишь статистические данные не могут свидетельствовать о том, что указанные муниципальные образования наиболее или, наоборот, наименее подвержены коррупции как таковой. Необходимо учитывать различные факторы, и один из наиболее важных заключается в том, что коррупционные преступления являются высоколатентными. Поэтому статистика может скорее свидетельствовать об активности конкретных правоохранительных органов по их выявлению.
В этом году, например, в передовиках Нефтеюганск, Нефтеюганский и Советский районы. К сожалению, нет ни одного муниципалитета, где бы в течение года не выявлялись подобные криминальные деяния.
— Если говорить о возмещении ущерба, который причиняют коррупционеры, каков его размер?
— Как я уже говорил, коррупционные деяния отличаются повышенной латентностью, так как обычно они выгодны всем их участникам. Этим во многом обусловлена и относительная сложность их выявления. Поэтому точную сумму установить весьма непросто.
Для понимания уровня видимого ущерба, попавшего в поле нашего зрения, назову сумму по уголовным делам, которая составила более 1,2 миллиарда рублей, более трети из которых, или 437 млн, удалось возместить. Кроме того, в целях обеспечения последующих взысканий на имущество обвиняемых и подозреваемых стоимостью почти 3 млрд рублей наложен арест.
Надо иметь в виду и то, что не весь ущерб возмещается в добровольном порядке. Никто не хочет расставаться с преступно нажитыми деньгами и имуществом. Поэтому прокурорами предъявлено боле 30 исков на сумму, превышающую 70 млн рублей. Требуем вернуть не только похищенное, но и суммы незаконных вознаграждений. И, благодаря налаженному взаимодействию со службой судебных приставов, уже более 11 млн рублей поступило в казну.
— Какой вид наказания назначается лицам за коррупционные преступления?
— В каждом случае, при рассмотрении уголовных дел в судах округа на вид и размер наказания влияет обширный перечень обстоятельств. С учетом тяжести и общественной опасности коррупционных преступлений, как правило, назначается лишение свободы.
Например, в Белоярском на пять лет осужден руководитель юридического лица за хищение субсидии в размере 16,8 млн рублей. Четыре года в колонии будет отбывать заместитель директора окружного бюджетного учреждения, похитившая в составе организованной преступной группы более 6 млн рублей.
К осужденным, признавшим вину, содействовавшим органам расследования и возместившим причиненный вред, подобное наказание может быть применено условно. Имеются случаи назначения штрафов, в том числе в размерах, кратных суммам незаконно полученных вознаграждений.
К примеру, начальник структурного подразделения градообразующего нефтяного предприятия за получение коммерческого подкупа от представителей подрядных организаций осужден к условному лишению свободы, но со штрафом в размере 5 млн 460 тысяч рублей.
— Как можно изменить систему, чтобы число таких преступлений свести к минимуму?
— Прежде всего, изменить нужно не систему, а отношение граждан к коррупционным проявлениям. Формирование в обществе нетерпимости к таким преступлениям является одной из действенных мер по профилактике коррупции. Мы на постоянной основе проводим мероприятия по разъяснению антикоррупционного законодательства в органах власти, трудовых коллективах и учебных заведениях.
Законопослушный гражданин, не приемлющий проявлений коррупции в какой бы то ни было форме, занимающий активную гражданскую позицию, сам по себе является достойным примером для окружающих, в том числе подрастающего поколения, и тем самым вносит вклад в антикоррупционную борьбу.
К сожалению, вклад общественности в выявление коррупционных преступлений и правонарушений не столь значителен. Отчасти это происходит из-за того, что граждане зачастую не сообщают о конкретных фактах коррупции, так как чувствуют угрозу, боятся за себя, своих близких.
Поэтому в рамках надзора первоочередными задачами мы считаем защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказание им бесплатной юридической помощи.
Антикоррупционное поведение граждан поощряет закон. Например, в соответствии с Уголовным кодексом РФ гражданин, давший взятку, освобождается от ответственности, если добровольно сообщил об этом в правоохранительные органы и в дальнейшем активно способствовал раскрытию и расследованию преступления.
В прокуратуре округа действует «горячая линия», о дате и времени работы которой заблаговременно сообщается в объявлениях. По номеру телефона 8 (3467) 352-139 любой гражданин может сообщить об актах коррупции. Имеется свободная возможность обратиться в электронной форме через официальный интернет-сайт либо через портал «Госуслуги», а также направить письменное обращение почтовой связью, во всех прокуратурах организован ежедневный личный прием граждан, имеется ящик для обращений.
Последние новости
Влияние изменения климата на здоровье населения
Как климатические изменения могут привести к новым вызовам в области общественного здоровья.
Поздравление с юбилеем Надежды Борисовны Костышевой
Сургутский государственный университет отмечает важное событие в жизни своего сотрудника.
Поздравление с юбилеем Ольги Георгиевны Блюм
Ректор Сургутского государственного университета выразил свои поздравления.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку