Эксперты из Югры – почему дети не хотят ходить в школу
Наверное, каждому приходится слышать эту фразу от своих детей. Нередко мы, родители, принимаем нежелание ребенка идти на уроки за банальную лень, однако причины могут быть гораздо глубже.
Наверное, каждому приходится слышать эту фразу от своих детей. Нередко мы, родители, принимаем нежелание ребенка идти на уроки за банальную лень, однако причины могут быть гораздо глубже. Если вовремя в них не разобраться, ситуация только усугубится. О том, как похвала помогает расправить крылья, стоит ли «покупать» у ребенка оценки и чем пробудить интерес к учебе, – рассуждаем с экспертами.
Привлечь внимание любым путемСын моей знакомой Светланы Артем сначала шел в первый класс без особого рвения. Однако первая учительница по характеру оказалась похожей на воспитателя, быстро нашла контакт с ребенком, и первый класс прошел без особых огорчений. Проблемы с успеваемостью и дисциплиной начались, когда во втором классе неожиданно сменился педагог. Артема это очень огорчило.
– Сын напрямую заявлял: «Не хочу идти в школу». Учитель стала жаловаться на его поведение, Артем «скатился» на тройки. Если честно, я даже плакала по ночам, потому что не знала, что делать, – признается Светлана. К тому же требования во втором классе стали строже: объемы домашней работы увеличились, стали много задавать наизусть, дети стали работать не за звездочки, а на оценку.
Проблемы нарастали, как снежный ком: жалоб становилось больше, Светлана ругала сына, он огрызался, да и отношения с учителем стремительно портились. Поняв, что самостоятельно справиться с ситуацией не получается, женщина обратилась к психологу.
– Специалист проанализировала отношения в семье. Выяснилось, что Артем ревнует родителей к младшему брату. Из-за недостатка внимания дома сын пытался привлечь его плохим поведением в школе, – рассказывает Светлана. Психолог из Ханты-Мансийска, руководитель центра «Наша школа» Ирина Авилова поясняет: неудовлетворенные базовые потребности со стороны родителей – во внимании, уважении и безопасности – порождают в детях тревогу. Отсюда может появиться недоверие к миру, нежелание учиться и агрессивное поведение. Либо ребенок начинает играть роль «шута» в классе, чтобы обратить на себя внимание.
– Есть и другие причины отсутствия мотивации к учебе. В частности, недостаточно развитый познавательный интерес. Истоки кроются в дошкольном возрасте, когда родителям было некогда отвечать на детские вопросы и было много запретов: «не трогай, испачкаешься», «не лезь куда не просят». Когда на ребенка вешали ярлыки – «растяпа», «грязнуля» (например, когда он рисовал), – говорит специалист. Светлана по совету психолога открыто поговорила с учительницей. Педагог стал давать сыну небольшие поручения, чтобы он чувствовал свою причастность к жизни класса. По рекомендации специалиста родители каждую неделю ставят перед сыном небольшие задачи. Если Артем учится неделю без троек, они всей семьей идут в поход на лыжах либо в кино. Поощрения стараются делать не материальные, а полезные. Дома Светлана тоже дает ему задания, за которые он несет ответственность. Артем почувствовал, что ему доверяют, и сразу воодушевился.
– Ситуация значительно улучшилась, – говорит Светлана. – Конечно, не могу сказать, что он с радостью бежит делать уроки, но тем не менее успеваемость повысилась, учитель хвалит сына за то, что подтянул оценки. Да и нашей семье рекомендации специалиста пошли на пользу. Создавайте ситуацию успеха
Стимулом к учебе для ребенка может стать просто вовремя высказанная похвала, пусть и за небольшие достижения. Учитель английского языка с 39-летним стажем Ирина Слинкина (школа № 7 Ханты-Мансийска) поделилась историей из своей практики.
– К нам в пятый класс из начальной школы пришла девочка со слабыми знаниями. Она очень стеснялась, плохо читала на английском и боялась отвечать вслух. Устные задания сдавала на перемене, как я это называю – на ушко учителю, – рассказывает педагог. Однажды девочка ответственно выполнила домашнюю работу, и учитель похвалила ее при всем классе. На что одноклассники посмотрели с удивлением, потому что раньше практически не замечали сверстницу.
– Следующую работу ученица постаралась сделать еще лучше, я вновь ее отметила. Девочка стала увереннее отвечать на уроках, стеснение уходило. В старших классах она сдала экзамен по английскому на пятерку. Мне было приятно, что удалось помочь ей раскрыться, – говорит Ирина Слинкина. Она отмечает: чтобы мотивировать ребенка на учебу, лучше сравнивать его результаты не с результатами других детей, а с его собственными. У каждого свой уровень знаний, темп учебы, и нужно улучшать именно свои знания, а не догонять кого-то.
– Пусть даже результат не всегда соответствует стандарту, но это достижение конкретного ребенка. Я могу сказать слабому ученику: «Сегодня горжусь твоей тройкой», это твердая оценка. И для него это похвала, ведь его старания заметили, – поясняет учитель. Ирина Слинкина советует родителям: не нужно стесняться напрямую разговаривать с педагогом, если у школьника «не идет» тот или иной предмет. Когда учитель видит заинтересованность, он обязательно пойдет навстречу.
– Я стала замечать, что у дочки появились тройки по математике, – делится своей историей мать пятиклассницы Елена. – Написала учителю, оказалось, дочь недопоняла деление с остатком. Мы потренировались дома, учитель подсказала, какие задания выполнить дополнительно, чтобы закрепить тему, и все получилось. Делаем ставку на «пять»?
У матери двоих сыновей Алины свой подход к мотивации детей на учебу. Она материально поощряет их за оценки. У них даже свой «прайс»: пятерка стоит 100 рублей, четверка – 50. Психолог из Ханты-Мансийска Елена Брич поясняет, почему не стоит «покупать» у детей знания.
– Если вы «оплачиваете» ребенку хорошие оценки, за тройку не платите, за двойку штрафуете, то вы делаете это как бы для себя, и он учится тоже для вас. Его мотивация – не познание и развитие, а «заработок», – говорит специалист. Нужно понимать: по мере взросления у ребенка растут и потребности, в том числе материальные. Что он запросит в старших классах за контрольные, олимпиады, ЕГЭ? До каких пор вы готовы «поднимать ставки»?
По такой логике, если вы материально поощряете чадо за оценки, за помощь в уборке, то и он должен платить вам – за обед, за выглаженную одежду.
– Конечно, поощрять детей нужно, – продолжает Елена Брич. – Это их стимулирует, они чувствуют вашу заботу и одобрение. Это даже можно делать материально – но в случаях, когда ребенок сделал что-то неординарное, не то, что происходит каждый день. Например, победил в каком-то конкурсе, и тогда вы можете наградить за успех, усилия, целе- устремленность.
Не нужно реализовывать через ребенка свои личные амбиции: воспринимайте его как личность – с его возрастными потребностями и особенностями. Не бойтесь обратиться с проблемой к учителю, психологу. Вместе будет проще предотвратить школьные трудности.
Ирина Авилова психолог, руководитель центра «Наша школа» из Ханты-Мансийска, дает следующие рекомендации родителям:
– Важно как можно раньше найти причину нежелания учиться. Чем младше ребенок, тем более гибкая у него психика и тем легче она корректируется.
– Необходимо знать возрастные особенности детей. Не препятствуйте развитию познавательного интереса, подкрепляйте его совместными беседами, похвалой.
– Не удовлетворяйте желания ребенка «по одному щелчку»: он должен научиться проявлять терпение.
– А вот его базовые потребности – во внимании, уважении и безопасности – старайтесь удовлетворить. Часто говорите с ним по душам, считайтесь с его мнением, не оскорбляйте, ни с кем не сравнивайте, не применяйте физическую силу.
– Способствуйте развитию самостоятельности и ответственности, каждый год расширяя его горизонты.
– Не перегружайте ребенка секциями и дополнительными занятиями.
– Если есть какие-то биологические причины, мешающие обучению, обратитесь к специалистам.
– Выстраивайте целеполагание. Для этого беседуйте с ребенком о том, кем он хочет стать, и составляйте план достижения цели. Елена Брич психолог, Ханты-Мансийск
- Как научить ребенка быть ответственным, самостоятельным и правильно распоряжаться своим временем – актуальные вопросы для родителей. Ответственность не рождается вдруг, она воспитывается постепенно по мере психологического взросления и окончательно формируется уже во взрослом возрасте. Здесь очень значительна роль родителя.
Во-первых, еще до школы важно позволять ребенку делать свой пусть маленький, но выбор: какую рубашку надеть в садик, что съесть на ужин, какую сказку почитать перед сном. Так начинает формироваться самостоятельность. В обратном случае, когда «родитель лучше знает», что полезно есть, какая сказка интереснее и какая одежда красивее и удобнее, ребенок чувствует неуверенность, отсутствие интереса и беспомощность.
Позволяйте ему совершать ошибки, набираться опыта. Так он обретет смелость делать что-то новое, по-своему, то есть самостоятельно.
Последние новости
Влияние изменения климата на здоровье населения
Как климатические изменения могут привести к новым вызовам в области общественного здоровья.
Поздравление с юбилеем Надежды Борисовны Костышевой
Сургутский государственный университет отмечает важное событие в жизни своего сотрудника.
Поздравление с юбилеем Ольги Георгиевны Блюм
Ректор Сургутского государственного университета выразил свои поздравления.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований