Участники проекта «Будущее здесь» во время каникул прокачали навыки на «Апгрейдере»
На этой неделе сургутские школьники, по идее, должны были набираться сил перед следующей четвертью — все-таки каникулы.
На этой неделе сургутские школьники, по идее, должны были набираться сил перед следующей четвертью — все-таки каникулы. Но часть из них добровольно променяла отдых на прокачку своих навыков в рамках образовательной смены «Апгрейдер». Проще говоря, для подростков организовали тренинги, мастер-классы, лекции по направлениям науки и медицины, IT-технологий, и креативных индустрий. Основными зрителями и слушателями стали участники городского конкурса «Будущее здесь».
И мотивацию юных новаторов можно понять — на носу полуфинал, где им нужно представить проектные идеи, которые в перспективе изменят жизнь в Сургуте в лучшую сторону. Поэтому занятия с наставниками и приглашенными специалистами на «Апгрейдере» отличная возможность получить те метафорические инструменты, которых у некоторых детей пока нет.
Какие компетенции дают подросткам для преображения мира? И почему важность этих навыков постоянно подчеркивают эксперты?
Проект «Будущее здесь» — это площадка, где можно научиться тому, чего точно не расскажут на классических уроках. Здесь сургутских подростков с 8 по 10 классы уже со школьной скамьи готовят к успеху. Точнее, дают «все карты в руки»: инструменты, знакомства, которые пригодятся для изменения города в лучшую сторону. А что вообще нужно для того, чтобы создать собственный стартап в 14, 15, или 16 лет? Эксперты и наставники городского конкурса выделяют несколько навыков и умений, без которых невозможно сгенерировать и реализовать какую-либо идею.
«В проектировании есть свой порядок, свои установки, свои правила. Здесь, если мы хотим победить, нам надо их осваивать. А как их осваивать? Ну только в диалоге! Только в нашей совместной работе», — рассказала наставник проекта «Будущее здесь», главный редактор СургутИнформ-ТВ Вероника Чубенко.
В первую очередь подростков, на которых возлагают большие надежды, учат отделять зерна от плевел — иначе говоря, отличать термины «факт» и «проблема». Ведь любой проект, пусть даже и за авторством школьников, должен решать какой-то вопрос, а не просто быть красивой, но все же бесполезной оберткой. И поначалу участникам «Будущего здесь» тяжело разбираться в разнице.
«Мы все понимаем, что нужно обозначить проблему. Это знают все участники! Но как ее обозначить – не знает никто! И мы пока учимся это делать. Я бы не сказала, что от нас требуют – это же в наших интересах, это развитие нашего проекта», — сказала участница проекта «Будущее здесь», МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В. И. Полина Ветчинникова.
Слово «проект», как ни крути, исторически связано с бизнесом. И предпринимательские компетенции сегодня нужны любому, кто берется даже за самый маленький стартап. Поэтому для участников «БЗ» организаторы запустили целый курс, где обучают создавать бизнес-план, включающий в себя описание продукта, рынка, конкурентов, маркетинговую стратегию, финансовые показатели, и так далее.
«Рассказываем детям: что такое стартап, что такое начало бизнеса. И в процессе всего этого блока мы будем с детьми изучать вопросы того, как показать наилучшие стороны их проектов, которые они разрабатывают в рамках проекта „Будущее здесь“, познакомить их с уже сейчас, на школьном уровне, с более серьезными вещами, которые, надеюсь, помогут в будущем», — пояснил заместитель директора по социальной работе АНО ДПО «Институт развития компетенций» Евгений Засыпкин.
Объясняют детям и другой важный аспект: чувствовать целевую аудиторию своего проекта, выделяя проблему и находя ее решение понимать — кому это может быть выгодно, кто сможет профинансировать стартап или выделить на него грант. Причем, об этом подросткам рассказывают именно те, кто и инвестирует в такие идеи. Так что это к слову про важные знакомства.
«Главная цель предпринимателя – вот у вас всех замечательные проекты, добрые, вы говорите о том, чтобы что-то создать, но если вы будете его реализовывать с точки зрения предпринимательства, то вы должны понимать, что инвестор будет смотреть не на ваши благие намерения, а на то, можно ли из этого проекта извлечь прибыль. Вот это – самое важное», — рассказала заместитель генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес» Татьяна Зюбина.
А что необходимо, чтобы извлечь прибыль? Нужно не стесняться рассказать о своем проекте. Причем, не просто показать несколько типовых слайдов, а подойти к этому вопросу грамотно. Для этого подросткам проводят экскурсии на разных предприятиях, дают возможность общаться со специалистами в своей области, перенимать у них опыт, смотреть на их приемы продвижения на рынке.
— Этим можно вдохновиться. Эти люди же тоже были как мы. Начали развиваться, думать.
— Они же тоже изначально не были уверены: будет ли их проект работать, или нет, будет ли он прибыль приносить. Мы на их пример смотрим. Вдруг кто-то тоже будет какие-либо центры делать или какие-то частные клиники.
Еще один важный аспект — это работа в команде. С этого сезона проекта «Будущее здесь» организаторы в лице департамента образования, администрации, телекомпании «СургутИнформ-ТВ» при поддержке депутатов Югры и Тюменской области разрешили участникам заявляться коллективами, а не индивидуально, как это было раньше. Ребята по ходу работы над своими идеями все лучше понимают свои роли, кто на что способен.
«Жизнь стремительно меняется, чтобы быть конкурентоспособным, нужны различные навыки: критическое и проектное мышление, умение работать в команде, вести ее вперед. Всему это учит конкурс „Будущее здесь“. Это проект, где важно мыслить масштабно на благо родного города», — сказал глава Сургута Андрей Филатов.
Есть и менее очевидный на первый взгляд навык, который приобретают подростки на образовательных площадках «Будущего здесь». Это умение правильно ошибаться. То есть, анализировать результаты своей работы и вносить корректировки в стратегию развития проекта. Ведь вовремя исправился — считай, не ошибся.
«Когда мы принимаем решения, мы часто принимаем решения на автоматизмах. Мы привыкли определенным образом действовать, так безопасно. Но иногда мы действуем не совсем эффективно. И вот здесь я просил прислушаться к себе, и там был момент с обращением и вопросом „а правильный ли выбор вы сделали? Может можно было бы другой выбор сделать?“. А в жизни не всегда можно откатиться, так что тренинг – это такая безопасная зона, где можно ошибаться и нужно ошибаться», — считает проректор по воспитательной работе и молодежной политике СурГПУ Роман Войко.
Все перечисленное в этом сюжете не дается детям просто, обманываться не стоит. Это часы работы в свободное от родителей, уроков, ЕГЭ и ОГЭ время, разборы полетов с наставниками и экспертами. В общем, по разным причинам не каждый из конкурсантов впитает все доступные знания. Однако, оно того стоит — и речь тут даже не про поездку победителя в инновационный центр Сколково, а про те возможности, которые открываются перед талантливыми подростками: а с теми «инструментами», тем взглядом на мир, той поддержкой, которую им предоставляют, нет ничего невозможного — ведь в них наставники, эксперты, большое жюри видит будущее Сургута, смену, которая в конце концов применит все наработанные навыки на благо города.
Данил ПрилуцкийПоследние новости
Влияние изменения климата на здоровье населения
Как климатические изменения могут привести к новым вызовам в области общественного здоровья.
Поздравление с юбилеем Надежды Борисовны Костышевой
Сургутский государственный университет отмечает важное событие в жизни своего сотрудника.
Поздравление с юбилеем Ольги Георгиевны Блюм
Ректор Сургутского государственного университета выразил свои поздравления.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией