Эксперты «Духа Огня» обсудили новые прокатные возможности этнического кино
Новые возможности для проката этнического кино обсуждали на специальной бизнес-сессии международного кинофестиваля «Дух Огня» продюсеры, режиссеры, представители фестивалей,
Новые возможности для проката этнического кино обсуждали на специальной бизнес-сессии международного кинофестиваля «Дух Огня» продюсеры, режиссеры, представители фестивалей, киностудий. Мероприятие прошло в рамках председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 гг.
Как вернуть инвестиции
В нынешней ситуации, когда из наших кинотеатров уходит американское кино, продукция Голливуда, у отечественного кинематографа, в частности этнического кино, появилось окно возможностей заполнить освободившуюся нишу собственным материалом. Тем более, что главная тенденция нашего времени — интерес к своей культуре. Ленты о коренных народах нашей страны получают главные призы на кинофестивалях как у нас, так и за рубежом — к счастью, еще не все культурные контакты прерваны.
«Чем же этническое кино привлекает зрителя и может ли действительно поддержать российский кинопрокат? Насколько этническое кино поддается монетизации?». Эти и другие вопросы задал экспертам модератор встречи Андрей Апостолов , главный редактор киностудии «Ленфильм», киновед, программный директор фестивалей «Окно в Европу» и «Горькийфест».
Антон Малышев , исполнительный директор фонда «Кинопрайм», рассказал, что их организация, несмотря на непростую обстановку, не меняет принципиально подходы:
«Мы нацелены на содействие талантливому кино, качественному кино. «Кинопрайм» с удовольствием поддерживает этнические картины. Это, в частности, и «Китобой», и другие картины. Сейчас поддержали картину, которая будет сниматься в Алтайском крае, — «Волки». Поэтому если у вас есть хорошие, качественные этнические фильмы, приходите к нам!», —нацелил режиссеров и продюсеров Антон Малышев.
Кстати, надо сказать о фильме «Китобой» (на главном фото) особо. «Китобой» (киностудия «РОК», продюсеры: Алексей Учитель и Кира Саксаганская) рассказывает о 15-летнем чукотском охотнике Алексее, который влюбляется в американку из вебкам-чата. Он решает отправиться к ней через Берингов пролив. Фильм по собственному сценарию снял выпускник ВГИКа Филипп Юрьев.
Исполнительный директор «Кинопрайма» добавил, что фонд по-своему решает вопрос возвращения инвестиций, которые вложили финансисты в кино. И этот способ имеет свои плюсы:
«Кинопрайм» не ставит жестко задачу вернуть инвестиции с каждой картины. Мы работаем так, чтобы возвращать деньги инвесторам с пакета фильмов. Чтобы они не пугались, и работали дальше, помогали. Этническое кино с точки зрения экономики — предмет тяжелый».
Миссия фестивалей, и что любит зритель в глубинке
Ангелина Ашман , ведущий продюсер документального кино онлайн-кинотеатра KION, подчеркнула, что в онлайн-кинотеатрах сокращается зарубежный контент, и это шанс для этнического кино. Но для него в широком прокате мало места:
«Если рядом будут «Чебурашка» и этническое кино, то прокатчики возьмут «Чебурашку». Им нужно деньги зарабатывать. Деньги на производство этнического кино могут дать инвесторы, Министерство культуры. А на маркетинг, продвижение — нет. Эти фильмы в основном выходят в ограниченном прокате, на кинофестивалях. Такова у них судьба. Ситуация объективно тяжелая.
Действительно, фестивали могут помочь этническому кино найти путь к зрителю. По словам Тамары Статиковой , директора фестиваля Arctic Open, кинофорумы — востребованные публичные площадки, которые являются своеобразным минипрокатом:
«В этом году мы акцентировали эту миссию и назвали свой проект «Киномост», чтобы дойти до зрителей всех возрастов, занятий. Для зрителей глубинки мы организовали отдельную программу детского кино. Кроме того, у нас есть акция «Большое кино-малым поселкам». Фильмы идут и в больших городах, и маленьких населенных пунктах Архангельской области».
По поводу того, что выбирает зритель в регионах, Тамара Статикова сказала, что востребованы документальные фильмы. Люди хотят смотреть ленты про себя.
Как фестивали создают единое культурное пространство
Филипп Абрютин , художественный руководитель и программный директор Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон» (Анадырь, Чукотка) отметил, что этот кинофорум они делают именно для Чукотского зрителя. И это имеет еще и важную, социальную функцию:
«Чукотка — один из самых отдаленных от Москвы регионов, и его жители испытывают определенный культурный дефицит. И мы, когда проводим фестиваль, стремимся создать единое культурное пространство на территории российской Арктики. Это очень важно для наших зрителей, чтобы они увидели, как велика и широка наша страна, узнали, что социальные, проблемы, которые существуют на Чукотке, свойственны и другим регионам нашей страны, других стран. Например, для чукотской публики было откровением, что и в Канаде, в США на Аляске существовали школы-интернаты, которые разрушали преемственность поколений малых коренных народов. Что тема алкоголизма злободневна и за рубежом».
По словам Филиппа Абрютина, фильмы, которые демонстрируют позитивное разрешение вышеназванных ситуаций, оказывают функцию моральной поддержки для многих зрителей.
«Для нас важно, чтобы фильмы снимались в Арктике, и представляли жизнь Арктики», —резюмировал программный директор Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон».
Ольга Баженова , директор фестивального агентства Eastwood Agency, рассказала, что их организация активно работает с этническим кино. И в этом году у агентства много фильмов, и документальных, и научно-популярных, и короткометражных:
«Продвижение этнических фильмов — это очень благодатная зона, культурный диалог в этой сфере в мире не прекращается. Помимо фестивалей неспециализированных, эти фильмы можно представлять на фестивалях нишевых: экологического, этнографического, антропологического и других направлений. Если говорить про целеполагание, то организаторов зарубежных кинофорумов волнуют экологические проблемы, развитие культурного диалога. Девиз многих таких кинофорумов — «Устойчивое развитие и разнообразие». Под разнообразием понимается присутствие на фестивалях фильмов о коренных малочисленных народах».
Ольга Баженова добавила, что агентство активно сотрудничает со студиями, которые производят такое кино. Это и якутские кинематографисты, и студия «Август». Снимаются и короткометражные фильмы, и научно-популярные, и игровые, даже хорроры.
Эксперты отметили, что несмотря на непростую обстановку в кинематографе, региональное, этническое кино активно развивается. В этом заинтересованы как сами зрители, которые хотят смотреть ленты «про себя», а также режиссеры, которым наскучили московские, столичные локации, и они ищут и открывают новые места, новые творческие пространства.
Текст: Михаил Осипов
Последние новости
Влияние изменения климата на здоровье населения
Как климатические изменения могут привести к новым вызовам в области общественного здоровья.
Поздравление с юбилеем Надежды Борисовны Костышевой
Сургутский государственный университет отмечает важное событие в жизни своего сотрудника.
Поздравление с юбилеем Ольги Георгиевны Блюм
Ректор Сургутского государственного университета выразил свои поздравления.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией