Ситуация беспрецедентная: федеральный эксперт прокомментировал рост цен на бензин
В Сургуте осталось мало заправок, где можно купить литр бензина дешевле 60 рублей.
В Сургуте осталось мало заправок, где можно купить литр бензина дешевле 60 рублей. С начала года цены на топливо поднялись в среднем по стране более чем на 8,5%, в два раза обогнав инфляцию. По словам экспертов, за последние 4 года это беспрецедентная ситуация.
Наиболее значительный рост пришелся на летние месяцы и продолжается до сих пор. В чем причины такой конъюнктуры и какой динамики можно ждать в ближайшее время — эти вопросы мы адресуем эксперту Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
— В течение последних четырех месяцев цены на топливо растут с пугающей скоростью. В чем причины такого явления?
— Мы видим, что на ситуацию на рынке влияет комплекс причин. Это и возрастающий спрос на бензин, дизель. Летом всегда повышается спрос — такой летний автомобильный сезон, в последние годы он становится все более ярко выраженным. В 2020 году люди из-за ковида ездили в отпуск на авто, в 2022 году — из-за закрытия аэропортов, в том числе на юге — ездят на авто на море. Мы видим, что отрасль еще не перестроилась на новый тренд. Нет никаких запасов готового топлива. Подавляющее большинство НПЗ уходят на ремонты именно летом. Со стороны потребителя спрос поднялся, а со стороны предложения недостаточно удовлетворяется этот спрос. Есть договоренности государства с нефтяными компаниями.
Еще весной было озвучено, что государство понизит выплаты демпфирующего механизма — это когда нефтяникам возвращают часть их налогов, чтобы они сдерживали цены на рынке. Еще весной сказали, что сократят выплаты по демпферу в 2 раза. Конечно, это не добавляет желания нефтяным компаниям поставлять на рынок дополнительные объемы. Летом у нас еще рубль значительно просел по отношению к доллару. Поэтому экспортировать нефтепродукты нефтяным компаниям значительно выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. Соответственно, либо цена на внутреннем рынке должна подрасти до паритетных значений, либо государство должно вернуться к корректировке демпфера.
— Если тенденция к повышению цен наблюдается не первый год, можно ли выработать стратегию, которая позволит «смягчить» эту ситуацию? И есть ли у государства какие-то рычаги воздействия на рынок?
— Для того, чтобы бороться с такими пиковыми значениями, с высоким спросом, отрасль должна перестроиться. Здесь нужно либо построить топливные хранилища — готовый дизель, бензин, спрос на которые повышается летом, чтобы не увеличивать объемы производства. Либо как-то равномерно разносить периоды профилактических ремонтов для НПЗ, давать стимулы нефтяным компаниям, чтобы они меньше экспортировали и больше поставляли на внутренний рынок. Может быть, сезонно это сделать. Особенно в дизельном топливе это был бы важный инструмент. На самом деле, государство может влиять на цены. Они называются рыночные. 70% — 80% в каждом литре что дизеля, что бензина — это всевозможные налоги, сборы, акцизы и так далее. Меняя их, государство может менять ситуацию на рынке. Инструментов у правительства много.
— Какой позиции придерживается правительство по этому вопросу и ведет ли оно диалог с нефтяными компаниями?
— Мы видим, что правительство предлагает ряд шагов. Но пока что это даже не диалог с нефтяными компаниями, а попытка продавить свою позицию. Мы понимаем, почему в первом полугодии правительство пошло на сокращение выплат по демпферу — потому что в первом полугодии ситуация выглядела пугающей, с точки зрения дефицита бюджета. Расходы были значительно больше, чем планировалось, а доходы значит меньше, чем планировалось.
Сейчас же ситуация поменялась, мы видим, что даже Владимир Путин на Восточном Экономическом Форуме критиковал правительство, что оно вовремя не отреагировало на ситуацию на рынке — как раз это, наверное, он и имел в виду. Доходы бюджета увеличились, может быть, надо пересмотреть сокращение выплат по демпферу. Мы видим разные предложения. В том числе, ввести экспортную заградительную пошлину. Не экспортировать, зажать их на внутреннем рынке. Рынок насытится, цены упадут, но это тоже проблема. Если мы не будем экспортировать нефтепродукты, бюджет опять будет недополучать. Дискуссия продолжается, и какого-то конкретного решения правительство не приняло.
— Чего нам ждать в ближайшее время? Можем ли мы рассчитывать на снижение цен или хотя бы на то, что их рост будет не таким стремительным?
— Я думаю, что снижения, особенно в рознице, мы, конечно, не увидим. Такого и не было никогда. Но прекращение дальнейшего роста такими темпами, как было в августе-начале сентября, можно ожидать. Ситуация, скорее, действительно стабилизируется. На бирже можно ожидать коррекцию от нынешних исторических рекордов, а в рознице хотя бы остановится рост, если опять же правительство договорится с нефтяными компаниями о корректировке демпфера, о неком новом равновесном положении.
Последние новости
Влияние изменения климата на здоровье населения
Как климатические изменения могут привести к новым вызовам в области общественного здоровья.
Поздравление с юбилеем Надежды Борисовны Костышевой
Сургутский государственный университет отмечает важное событие в жизни своего сотрудника.
Поздравление с юбилеем Ольги Георгиевны Блюм
Ректор Сургутского государственного университета выразил свои поздравления.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку