Рассказываем, какой эксперты видят экономику Югры к 2050 году

Образ региона будущего сейчас разрабатывают эксперты, формируя стратегию социально-экономического развития региона.

Образ региона будущего сейчас разрабатывают эксперты, формируя стратегию социально-экономического развития региона. В приоритете – нефтяная промышленность и строительство.

Стратегическая  развилка
В Ханты-Мансийске прошел двухдневный семинар, на котором эксперты различных отраслей и представители власти обсуждали векторы развития Югры на ближайшие 30 лет.
Вопросы климата, будущее углеводородной экономики, а также перспективы перехода на «зеленую энергетику» – вот лишь часть тем, вокруг которых строилась дискуссия на площадке «Точки кипения» в ЮГУ.
– Тема стратегии развития региона до 2050 года чрезвычайно интересна. Понятно, что основой экономики Югры останется неф тяная сфера. Но рассматривались и вопросы диверсификации, – сказал председатель окружной думы Борис Хохряков. – В центре дискуссии оказались три направления: создание полного цикла строительства в округе, дополнительное исследование в области добычи редкоземельных металлов (подразумевается аналог «Урала промышленного – Урала Полярного») и развитие сельского хозяйства. Отметим, что стратегия развития автономного округа должна учитывать особенности территории и населения. Почему же эксперты остановились именно на этих трех направлениях?
– Экономика Югры в значительной мере нефтегазовая. Хотя углеводороды еще надолго сохранят положение основных источников энергии в мире, но зашкаливающих цен больше не будет. Ориентироваться нужно на коридор в 40–60 долларов за баррель, – считает руководитель центра управления знаниями в Международном институте проблем управления Сергей Переслегин. – Возникает стратегическая развилка: с одной стороны, можно сказать, что вас все устраивает, а с другой – понять, что в перспективе ближайших десятилетий измениться может многое, поэтому уже сейчас стоит принимать меры. Исходя из принципа, что Югра – это не только нефть и газ, эксперты предлагают обратить внимание на кладовые Урала, богатые редкоземельными металлами. Сейчас именно это сырье считается наиболее востребованным в мире. Поэтому региональным властям предлагают двигаться в данном направлении в ближайшие 30 лет.
Тем более что работа по мегапроекту «Урал промышленный – Урал Полярный» велась, хотя он в полной мере так и не был реализован.

Денег не дадут
– Мы сейчас не видим необходимости в широкомасштабном инвестировании средств в Приполярный Урал из-за того, что предполагаемые запасы полезных ископаемых не подтверждены, – пояснил директор регионального департамента недропользования и природных ресурсов Сергей Филатов. – Также нет понимания – стоит ли проводить железную дорогу вдоль склона Приполярного Урала, учитывая, что мы так и не смогли «затащить» туда бизнес. Опять-таки из-за отсутствия геологоразведки. Сейчас регион сконцентрирован на разработке в тех местах кварца, золота, марганца – сырья, которое добытчики могут унести в рюкзаке, а значит, не нужно тратиться на создание масштабной инфраструктуры. К тому ж по российскому законодательству субъекты Федерации не имеют полномочий для проведения геологоразведки.
– Да и денег из федерального центра мы на это не получим, – резюмировал Филатов. Однако советник генерального директора группы компаний «Центр специальной системотехники» Дмитрий Золотарев с таким подходом не согласен:
– Понятно, что в пятилетней перспективе строительства железной дороги здесь не будет, но очевидно: все сложится иначе через 10, 15, 20 лет. А значит, необходимые проработки нужно делать сейчас. Геологоразведка стоит дорого, но она поможет раскрыть потенциал и посмотреть в будущее. К тому же есть возможность ее удешевить и обойти препоны, например, поручив эту задачу вузам. Они все это могут делать на уровне учебного процесса: учим геологов – отправляем на практику – получаем результаты. В любом случае направление разработки и добычи редкоземельных металлов действительно перспективно. А вот что насчет сельского хозяйства? Ведь многие сельхозпроизводители уверены, что Север не место для растениеводства и животноводства.

Теория похолодания
Интересно, что вопрос развития АПК эксперты рассматривают не с экономической точки зрения, а скорее социальной. Для них собственное сельское хозяйство в регионе – залог продовольственной безопасности.
– Когда происходит какое-то ЧП, все, кроме еды, становится неважным, – заявил Сергей Переслегин. – Вопрос развития сельского хозяйства должен решаться параллельно с развитием технологий. Особенно в условиях глобального похолодания. Именно похолодания. По словам Переслегина, преподавателя Московской высшей школы социальных и экономических наук при Академии народного хозяйства, изучая материалы, он обратил внимание на жесткую корреляцию: неожиданному росту температур на планете соответствует «локальное падение».
– Локальное оно с точки зрения геологов, которые мыслят тысячелетиями. А для нас это не одна жизнь (60–80 лет). Все предыдущие задокументированные похолодания (VI и XIV века) шли по одной схеме: сначала потепление, которое разными путями отправляет в мировой океан большое количество холодной воды, потом замедляется движение базовых теплых и холодных воздушных потоков, а после возникают проблемы с осадками. Грубо говоря, Европу заливает дождями, а в Азии начинается засуха. Во всех случаях резко снижается продуктивность АПК, начинается голод, – рассказал Переслегин. Что интересно, эксперт считает: развивать в Югре сельское хозяйство так же сложно, как и на Марсе. При этом, напомним, в середине XX века округ обеспечивал свое население картофелем и овощами, здесь выращивали овес, пшеницу, ячмень и другие зерновые культуры, успешно занимались скотоводством и производством молочной продукции.

Ни один участник семинара по разработке стратегии развития Югры до 2050 года не поставил под сомнение необходимость обеспечения продовольственной безопасности региона. А вот в оценке потенциала строительной отрасли разошлись.

Вахта или нет?
Например, приезжие разработчики стратегии отметили в округе нехватку вводимых площадей, что, по их мнению, продолжает создавать впечатление о Югре как вахтовом регионе.
– Это спорное утверждение, – не согласился спикер югорского парламента Борис Хохряков. – Практически каждый год мы вводим более миллиона квадратных метров жилья, что позволило во многих муниципалитетах решить проблему аварийного жилья, сейчас мы приступили к сносу ветхого. Но я согласен: Югре необходима своя стройиндустрия. Сейчас она представлена в основном домостроительными комбинатами. При этом мы закупаем все исходные стройматериалы – щебень, песок, цемент. Однако Дмитрий Золотарев считает, что акцент нужно делать на еще одном богатстве региона – лесе:
– Удивительно, что продукция местных лесопромышленников популярна в Израиле и Австралии, но совсем не интересует жителей автономного округа. А в условиях экономических потрясений то, что крупнейший холдинг принадлежит региональным властям, только играет в плюс. С вашей стороны необходимо повлиять на ситуацию различными методами, доказав жителям рациональность использования местных ресурсов. Отметим, что итогом работы экспертов и представителей разных уровней власти Югры должен стать документ под названием «Концептуальные подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года». В нем будут детально расписаны возможные сценарии развития автономного округа, основанные на сценарных условиях Российской Федерации. У югорчан будет возможность познакомиться с этим документом в ходе широких общественных обсуждений, которые стартуют после доработки стратегии.

    Павел Ципорин  директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры
- Я считаю, необходимо использовать те ресурсы, которые у нас уже есть: холод и генерацию энергии. Нужно создавать условия, чтобы в округ заходили компании для строительства центров обработки данных (ЦОД). Для них главное – стабильное электричество и теплоотвод. Наш суровый климат в этом отличное подспорье.
При этом строительство ЦОД интересует не только отечественные компании, но и иностранные. Мы в состоянии создать в Югре целый IT-парк – необходимы готовые электрические мощности, технологии «фри-кулинга» (охлаждения) и экономическая поддержка.
Сейчас в мире идет информационный взрыв: количество данных удваивается каждые два месяца, и скорость растет. За последние пять лет человечество сгенерировало столько информации, сколько не создавало вообще никогда в своей истории.
Исландия на создании ЦОД уже зарабатывает.

Автор текста: Анастасия Безденежных.     Автор фото: Нина Заживихина

Последние новости

Обучающие вебинары от Российского экспортного центра

Узнайте о возможностях развития экспортной деятельности.

Увеличение числа ВИЧ-положительных в ХМАО

В регионе зарегистрировано более 30 000 случаев ВИЧ-инфекции.

Сургутяне предостерегают о возможной угрозе

Горожане выражают обеспокоенность по поводу надвигающейся проблемы.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Оренбурге с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *