Конкуренция с военкоматами: чем грозит югорчанам рекордно низкий уровень безработицы

В Югре регистрируется рекордно низкий уровень безработицы, при этом спрос работодатели формируют на определенный перечень профессий.

В Югре регистрируется рекордно низкий уровень безработицы, при этом спрос работодатели формируют на определенный перечень профессий. Почему кадровый голод может привести к банкротствам и повышению цен, читайте в нашем материале. Ловись работник, квалифицированный и  нет

Уровень безработицы в  ХМАО на  апрель 2024  года стал рекордно низким за  последние пять лет и  составил 0,28%. В  2019  и  2020  году он  колебался на  уровне 0,4-0,5%, достигнув максимальных значений в  2021  года  — 1,87%.

Всего в  ХМАО, по  официальным данным, работу ищут чуть более 2,5 тысяч человек, при этом работодатели заявили о  необходимости в  почти 25  тысяч сотрудников.

Наиболее востребованные рабочие специальности за  январь–март 2024  года: водитель, охранник, слесарь по  ремонту машин, машинист крана, оператор ГРП.

Фото: Дептруда и занятости населения ХМАО-Югры

Близкий (и  даже немного превосходящий рабочий) ажиотаж наблюдается на  рынке неквалифицированной рабочей силы: тут работодатели находятся в  поисках рабочих по  благоустройству и  подсобных рабочих.

Фото: Дептруда и занятости населения ХМАО-Югры

Служащих в  ХМАО тоже не  хватает, но  с  меньшим размахом. Проще всего найти работу специалисту по  закупкам. Хотя его средняя зарплата практически в  два раза меньше зарплаты водителя. Отметим, что меньше водителей будут получать и  инженеры, и  бухгалтера .

Фото: Дептруда и занятости населения ХМАО-Югры

Если смотреть распределение по  сферам труда (за  март 2024  года), то  всего за  этот период работодатели подали заявки на  более чем 5  тысяч работников. Из  поданных в  марте заявок  — 67% составляют рабочие специальности. В  среднем в  прошлом месяце соискатель мог рассчитывать на  зарплату в  83  тысячи рублей.

Данные регионального дептруда подтверждает и  исследование рекрутингового портала hh.ru. По  подсчетам специалистов сервиса, в  первом квартале в  ХМАО работодатели опубликовали 26  тысяч вакансий, что на  34% больше, чем за  аналогичный период прошлого года.

По  объявлениям искали популярных нынче водителей, продавцов-консультантов, менеджеров по  продажам, операторов call-центров и  машинистов. Наибольшую динамику показали вакансии мастеров по  ремонту оборудования (их  в  I квартале искали почти в  5  раз больше), операторов call-центров (в  4  раза), водителей (в  3  раза).

На  вес золота

Например, в  «Сургутнефтегазе» работников ищут по  рекламным листовкам и  объявляют акции по  принципу «приведи друга».

Но  «кадровый кризис» испытывают не  только нефтяные гиганты, но  и  предприятия поменьше (но  не  менее важные). Так, на  «Сургутском хлебозаводе» открыты вакансии начиная от  профильных и  заканчивая (снова они) водителями.

В  беседе с  Muksun.fm директор сургутского предприятия Сергей Пустозеров подтвердил наличие проблемы с  кадрами.

«[Кадровый голод] ощущается и  не  только у  нас, по  всей стране, даже в  градообразующих предприятиях. Людей не  хватает»,  — отметил он.

Пустозеров пояснил, что хлебозавод серьезно поднять цены не  может и  работает «на  белом листке», а  это делает компанию менее конкурентоспособной. В  частности, подчеркнул он, на  предприятие требуются как водители, слесари, токари, так и  профильные пекари.

Ранее схожей проблемой с  журналистом издания делился и  представитель автотранспортной отрасли : нехватку водителей он  назвал катастрофической .

Плата за  избыточность

В  соцсетях комментаторы активно обсуждают появляющиеся новости о  дефиците кадров и  главное объяснение тут: зарплаты и  некорректное их  распределение по  размеру в  зависимости от  сферы труда. Вот, например, так югорчане прокомментировали нашу новость о  переизбытке вакансий.

«Нет соответствующих зарплат, нет условий труда, переработки: даже спасибо хрен дождешься»,  — написал Вадим. «Сделайте реальные ценам зарплаты работникам, а  не  управляющему персоналу. И  проблем с  кадрами не  будет. Грузчики в  магазине получают больше специалистов»,  — добавила Ирина. «Не  начнут платить будет еще хуже, люди уезжают: не  тот Север, не  тот»,  — поделился наболевшим Ильмир.

Как Muksun.fm писал раньше, нефтяники действительно зачастую делают выбор в  пользу курьеров. При этом, по  официальной информации, заплаты предлагаются вовсе немаленькие: даже с  учетом неквалифицированных работников среднее предложение по  марту составило 83  тысячи рублей. А  ажиотаж на  водителей взвинтил их  зарплаты до  уровня выше 100  тысяч .

О  «круговороте» востребованных кадров говорят многие представители бизнеса. Например, по  словам директора хлебозавода Сергея Пустозерова те  же водители перемещаются с  предприятия на  предприятие, ставя все большую планку по  оплате труда. При этом поднять цены на  продукцию компания не  может  — сразу придут контролирующие органы. Подобная ситуация с  ротацией кадров сложилась и  у  транспортников, которые не  могут повышать заплату до  бесконечности.

Как отмечал ранее представитель автотранспортной отрасли, потолок, даже у  больших зарплат все  же есть. И  этот предел не  выдерживает конкуренции с  довольствием контрактников на  СВО.

При этом, по  словам Сергея Пустозерова, сколько не  повышай зарплату, «если водителей всего семь  — десять из  них никогда не  получится».

«Иногда не  знаю, как выкручиваться. Каждый день, как на  пороховой бочке»,  — отметил он. Почему хорошо  — это плохо?

Наш постоянный эксперт экономист Константин Селянин отметил, что нормальный уровень безработицы  — это показатель здоровой экономики . И  тут как слишком высокий уровень, так и  слишком низкий  — плохой сигнал.

«По  сути показатель безработицы демонстрирует людей, которые уходят с  одной работы и  находятся в  поиске следующей. Если  же они ее  не  находят, то  показатель безработицы становится высоким, если  же предложение выше спроса, то  низким»,  — объяснил эксперт.

В  среднем, за  «здоровый» уровень безработицы принят показатель в  4-6%. В  России он  оценивается в  2,6-2,8%. Но  этот показатель считается по  методике Всемирной организации труда, которая включает и  опросы населения, и  экспертные оценки.

Дополнительные сложности в  определении показателя в  России: работники серой сферы, которые одновременно «и  работают, и  не  работают», а  также низкие пособия по  безработице, которые не  вдохновляют граждан вставать на  биржу труда.

Константин Селянин подчеркнул, что югорские 0,28%  — цифра не  очень информативная, так как учитывает только регистрируемую безработицу, но  при этом в  динамике видно, что ситуация тревожная.

«В  России сложно делать оценки. Я  бы в  большей степени опирался на  динамику, и  тут мы  видим, что она действительно снижается. К  тому  же нужно учесть, что уровень безработицы и  недостатка кадров  — это также разные вещи. Существуют вакансии, которые неприемлемы для конкретного специалиста. Вот так и  получается, что запрос от  экономики (и  мы  это видим на  графиках) есть, а  кадров нет»,  — подчеркнул специалист. Водители пока не  родились

Низкий уровень безработицы, считает Константин Селянин, возник сразу по  нескольким причинам. Например, виноват демографический кризис 90х.

«На  рынок труда сейчас вышло самое малочисленное поколение. И  было изначально понятно, что такой недостаток будет, только никто ничего не  делал»,  — отметил экономист.

Еще одна причина голода на  определенные специальности  — « абсолютный развал профессионального технического образования ». В  экономистах и  юристах, подчеркнул эксперт, недостатка нет, а  вот на  рабочие специальности действительно наблюдается ажиотаж.

Следом, по  мнению эксперта, идут не  столько исторические причины: в  частности, СВО. Тут мы  говорим и  о  мобилизации, и  о  контрактниках, и  об  выехавших за  рубеж гражданах .

Четвертый удар по  рынку труда: это мигранты .

«По  мере ослабления курса рубля и  роста ксенофобных настроений, мигранты стали уезжать, а  они решали многие задачи. И  если даже приезжает приблизительно то  же количество трудовых мигрантов, то  все бреши этим количеством не  закроешь»,  — отметил Константин Селянин.

По  его словам, сейчас для мигрантов куда удобнее отправиться в  ту  же Турцию или даже Китай.

Все это привело к  тому, что структура спроса стала не  соответствовать структуре предложения . Обозначенные причины безработицы и  кадрового голода абсолютно укладываются и  в  перечень запросов югорских работодателей.

«На  СВО были мобилизованы или уехали по  собственному желанию „рукастые мужики“ , которые умеют обращаться с  техникой: водители, слесари, отчасти строители. Туда  же поехали и  охранники, в  которых тоже есть потребность. За  эти профессии работодатели конкурируют с  военкоматом, и  конкуренцию проигрывают »,  — пояснил Константин Селянин.

Высококвалифицированные специалисты и  работники «свободных» профессий уехали за  рубеж. В  данном случае, речь идет и  об  искомых нефтяниках , так как хорошие специалисты востребованы везде. Российские инженеры и  специалисты по  бурению могут найти себя практически в  любой стране благодаря квалификации.

А  ажиотаж на  неквалифицированную рабочую силу с  небольшими зарплатами объясняет как раз возникший на  фоне падения курса рубля и  ксенофобии « мигрантокризис» .

На  развилке

Всего по  мнению Константина Селянина, существуют три пути «выхода» из  сложившейся ситуации. Хотя первый, выходом можно назвать только в  кошмарном сне экономиста.

«Когда рынок не  соответствует спросу, начинается дичайшая конкуренция за  рабочие руки, и  мы  ее  сейчас наблюдаем. Гражданские предприятия воюют за  рабочие руки друг с  другом, а  также с  ОПК и  военкоматами»,  — объяснил экономист.

Все это приводит к  росту заработных плат, а  это к  росту себестоимости продукции предприятий, и  по  итогу  — к  повышению цены на  товары .

«Чем больше зарплаты, тем по  итогу меньше конкурентоспособность предприятий. Это безусловно скажется на  гражданском секторе экономики: будут громкие банкротства. Тем более, предпринимателям планируют поднять налог на  прибыль»,  — прогнозирует эксперт.

Второй способ выровнять спрос и  предложение на  рынке труда: вернуть людей, которые служат на  специальной военной операции , считает экономист. И, по  его словам, это самый простой путь в  сложившейся ситуации.

Еще одним способом регуляции рынка является привлечение «целевых» мигрантов , создание для них комфортных условий при поддержании законодательного регулирования этих процессов.

Каким путем пойдет российская экономика, покажет время. Muksun.fm продолжить следить за  ситуацией на  рынке труда.

Читайте также: Ищут нефтяников, ищут водителей: в Югре наблюдается дефицит работников Каким рабочим в ХМАО предлагают зарплату в 220 тысяч рублей. Список Опыт не нужен. В ХМАО нашли самые редкие и необычные вакансии Фото: Изображение Midjourney

Последние новости

Муниципальный контроль в сфере благоустройства: результаты и планы

Депутаты обсудили достижения и недостатки в области благоустройства города.

Осуждение в Нягани за преступление против несовершеннолетней

Местный житель получил наказание за сексуальные отношения с несовершеннолетней.

Помощь батальону «Югра» от компании «Ново Групп»

Мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы будет передан для защиты военных объектов.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Канске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *