Конкуренция с военкоматами: чем грозит югорчанам рекордно низкий уровень безработицы
В Югре регистрируется рекордно низкий уровень безработицы, при этом спрос работодатели формируют на определенный перечень профессий.
Уровень безработицы в ХМАО на апрель 2024 года стал рекордно низким за последние пять лет и составил 0,28%. В 2019 и 2020 году он колебался на уровне 0,4-0,5%, достигнув максимальных значений в 2021 года — 1,87%.
Всего в ХМАО, по официальным данным, работу ищут чуть более 2,5 тысяч человек, при этом работодатели заявили о необходимости в почти 25 тысяч сотрудников.
Наиболее востребованные рабочие специальности за январь–март 2024 года: водитель, охранник, слесарь по ремонту машин, машинист крана, оператор ГРП.
Фото: Дептруда и занятости населения ХМАО-ЮгрыБлизкий (и даже немного превосходящий рабочий) ажиотаж наблюдается на рынке неквалифицированной рабочей силы: тут работодатели находятся в поисках рабочих по благоустройству и подсобных рабочих.
Фото: Дептруда и занятости населения ХМАО-ЮгрыСлужащих в ХМАО тоже не хватает, но с меньшим размахом. Проще всего найти работу специалисту по закупкам. Хотя его средняя зарплата практически в два раза меньше зарплаты водителя. Отметим, что меньше водителей будут получать и инженеры, и бухгалтера .
Фото: Дептруда и занятости населения ХМАО-ЮгрыЕсли смотреть распределение по сферам труда (за март 2024 года), то всего за этот период работодатели подали заявки на более чем 5 тысяч работников. Из поданных в марте заявок — 67% составляют рабочие специальности. В среднем в прошлом месяце соискатель мог рассчитывать на зарплату в 83 тысячи рублей.
Данные регионального дептруда подтверждает и исследование рекрутингового портала hh.ru. По подсчетам специалистов сервиса, в первом квартале в ХМАО работодатели опубликовали 26 тысяч вакансий, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По объявлениям искали популярных нынче водителей, продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, операторов call-центров и машинистов. Наибольшую динамику показали вакансии мастеров по ремонту оборудования (их в I квартале искали почти в 5 раз больше), операторов call-центров (в 4 раза), водителей (в 3 раза).
На вес золотаНапример, в «Сургутнефтегазе» работников ищут по рекламным листовкам и объявляют акции по принципу «приведи друга».
Но «кадровый кризис» испытывают не только нефтяные гиганты, но и предприятия поменьше (но не менее важные). Так, на «Сургутском хлебозаводе» открыты вакансии начиная от профильных и заканчивая (снова они) водителями.
В беседе с Muksun.fm директор сургутского предприятия Сергей Пустозеров подтвердил наличие проблемы с кадрами.
«[Кадровый голод] ощущается и не только у нас, по всей стране, даже в градообразующих предприятиях. Людей не хватает», — отметил он.Пустозеров пояснил, что хлебозавод серьезно поднять цены не может и работает «на белом листке», а это делает компанию менее конкурентоспособной. В частности, подчеркнул он, на предприятие требуются как водители, слесари, токари, так и профильные пекари.
Ранее схожей проблемой с журналистом издания делился и представитель автотранспортной отрасли : нехватку водителей он назвал катастрофической .
Плата за избыточностьВ соцсетях комментаторы активно обсуждают появляющиеся новости о дефиците кадров и главное объяснение тут: зарплаты и некорректное их распределение по размеру в зависимости от сферы труда. Вот, например, так югорчане прокомментировали нашу новость о переизбытке вакансий.
«Нет соответствующих зарплат, нет условий труда, переработки: даже спасибо хрен дождешься», — написал Вадим. «Сделайте реальные ценам зарплаты работникам, а не управляющему персоналу. И проблем с кадрами не будет. Грузчики в магазине получают больше специалистов», — добавила Ирина. «Не начнут платить будет еще хуже, люди уезжают: не тот Север, не тот», — поделился наболевшим Ильмир.Как Muksun.fm писал раньше, нефтяники действительно зачастую делают выбор в пользу курьеров. При этом, по официальной информации, заплаты предлагаются вовсе немаленькие: даже с учетом неквалифицированных работников среднее предложение по марту составило 83 тысячи рублей. А ажиотаж на водителей взвинтил их зарплаты до уровня выше 100 тысяч .
О «круговороте» востребованных кадров говорят многие представители бизнеса. Например, по словам директора хлебозавода Сергея Пустозерова те же водители перемещаются с предприятия на предприятие, ставя все большую планку по оплате труда. При этом поднять цены на продукцию компания не может — сразу придут контролирующие органы. Подобная ситуация с ротацией кадров сложилась и у транспортников, которые не могут повышать заплату до бесконечности.
Как отмечал ранее представитель автотранспортной отрасли, потолок, даже у больших зарплат все же есть. И этот предел не выдерживает конкуренции с довольствием контрактников на СВО.
При этом, по словам Сергея Пустозерова, сколько не повышай зарплату, «если водителей всего семь — десять из них никогда не получится».
«Иногда не знаю, как выкручиваться. Каждый день, как на пороховой бочке», — отметил он. Почему хорошо — это плохо?Наш постоянный эксперт экономист Константин Селянин отметил, что нормальный уровень безработицы — это показатель здоровой экономики . И тут как слишком высокий уровень, так и слишком низкий — плохой сигнал.
«По сути показатель безработицы демонстрирует людей, которые уходят с одной работы и находятся в поиске следующей. Если же они ее не находят, то показатель безработицы становится высоким, если же предложение выше спроса, то низким», — объяснил эксперт.В среднем, за «здоровый» уровень безработицы принят показатель в 4-6%. В России он оценивается в 2,6-2,8%. Но этот показатель считается по методике Всемирной организации труда, которая включает и опросы населения, и экспертные оценки.
Дополнительные сложности в определении показателя в России: работники серой сферы, которые одновременно «и работают, и не работают», а также низкие пособия по безработице, которые не вдохновляют граждан вставать на биржу труда.
Константин Селянин подчеркнул, что югорские 0,28% — цифра не очень информативная, так как учитывает только регистрируемую безработицу, но при этом в динамике видно, что ситуация тревожная.
«В России сложно делать оценки. Я бы в большей степени опирался на динамику, и тут мы видим, что она действительно снижается. К тому же нужно учесть, что уровень безработицы и недостатка кадров — это также разные вещи. Существуют вакансии, которые неприемлемы для конкретного специалиста. Вот так и получается, что запрос от экономики (и мы это видим на графиках) есть, а кадров нет», — подчеркнул специалист. Водители пока не родилисьНизкий уровень безработицы, считает Константин Селянин, возник сразу по нескольким причинам. Например, виноват демографический кризис 90х.
«На рынок труда сейчас вышло самое малочисленное поколение. И было изначально понятно, что такой недостаток будет, только никто ничего не делал», — отметил экономист.Еще одна причина голода на определенные специальности — « абсолютный развал профессионального технического образования ». В экономистах и юристах, подчеркнул эксперт, недостатка нет, а вот на рабочие специальности действительно наблюдается ажиотаж.
Следом, по мнению эксперта, идут не столько исторические причины: в частности, СВО. Тут мы говорим и о мобилизации, и о контрактниках, и об выехавших за рубеж гражданах .
Четвертый удар по рынку труда: это мигранты .
«По мере ослабления курса рубля и роста ксенофобных настроений, мигранты стали уезжать, а они решали многие задачи. И если даже приезжает приблизительно то же количество трудовых мигрантов, то все бреши этим количеством не закроешь», — отметил Константин Селянин.По его словам, сейчас для мигрантов куда удобнее отправиться в ту же Турцию или даже Китай.
Все это привело к тому, что структура спроса стала не соответствовать структуре предложения . Обозначенные причины безработицы и кадрового голода абсолютно укладываются и в перечень запросов югорских работодателей.
«На СВО были мобилизованы или уехали по собственному желанию „рукастые мужики“ , которые умеют обращаться с техникой: водители, слесари, отчасти строители. Туда же поехали и охранники, в которых тоже есть потребность. За эти профессии работодатели конкурируют с военкоматом, и конкуренцию проигрывают », — пояснил Константин Селянин.Высококвалифицированные специалисты и работники «свободных» профессий уехали за рубеж. В данном случае, речь идет и об искомых нефтяниках , так как хорошие специалисты востребованы везде. Российские инженеры и специалисты по бурению могут найти себя практически в любой стране благодаря квалификации.
А ажиотаж на неквалифицированную рабочую силу с небольшими зарплатами объясняет как раз возникший на фоне падения курса рубля и ксенофобии « мигрантокризис» .
На развилкеВсего по мнению Константина Селянина, существуют три пути «выхода» из сложившейся ситуации. Хотя первый, выходом можно назвать только в кошмарном сне экономиста.
«Когда рынок не соответствует спросу, начинается дичайшая конкуренция за рабочие руки, и мы ее сейчас наблюдаем. Гражданские предприятия воюют за рабочие руки друг с другом, а также с ОПК и военкоматами», — объяснил экономист.Все это приводит к росту заработных плат, а это к росту себестоимости продукции предприятий, и по итогу — к повышению цены на товары .
«Чем больше зарплаты, тем по итогу меньше конкурентоспособность предприятий. Это безусловно скажется на гражданском секторе экономики: будут громкие банкротства. Тем более, предпринимателям планируют поднять налог на прибыль», — прогнозирует эксперт.Второй способ выровнять спрос и предложение на рынке труда: вернуть людей, которые служат на специальной военной операции , считает экономист. И, по его словам, это самый простой путь в сложившейся ситуации.
Еще одним способом регуляции рынка является привлечение «целевых» мигрантов , создание для них комфортных условий при поддержании законодательного регулирования этих процессов.
Каким путем пойдет российская экономика, покажет время. Muksun.fm продолжить следить за ситуацией на рынке труда.
Читайте также: Ищут нефтяников, ищут водителей: в Югре наблюдается дефицит работников Каким рабочим в ХМАО предлагают зарплату в 220 тысяч рублей. Список Опыт не нужен. В ХМАО нашли самые редкие и необычные вакансии Фото: Изображение MidjourneyПоследние новости
Муниципальный контроль в сфере благоустройства: результаты и планы
Депутаты обсудили достижения и недостатки в области благоустройства города.
Осуждение в Нягани за преступление против несовершеннолетней
Местный житель получил наказание за сексуальные отношения с несовершеннолетней.
Помощь батальону «Югра» от компании «Ново Групп»
Мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы будет передан для защиты военных объектов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку