Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

Коммерческие IT-технологии продолжают стремительно развиваться, создавая потребность в специализированных технических решениях, мощных серверах и емких хранилищах для эффективного ведения бизнеса. Однако, самостоятельное создание таких систем может оказаться трудоемким, рискованным и затратным процессом. Именно поэтому услуги аренды дата-центра имеют широкую популярность. Арендаторы получают возможность использовать ячейки для хранения информации, предоставляемые провайдерами.

Хотя услуга аренды является удобной и популярной, она несет в себе ряд скрытых рисков. В частности, недостаточно надежное хранение информации может стать серьезной угрозой. В данной статье мы рассмотрим обязательные критерии выбора дата-центра для минимизации таких рисков и расскажем о современных трендах IT-аутсорсинга на рынке.

Выбирая подходящий дата-центр для своей компании, важно обратить внимание на ряд критериев, которые позволят обеспечить бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов и надежную защиту данных арендатора или владельца от посторонних пользователей. Дата-центры представляют собой специализированные высокотехнологичные площадки для размещения серверного и сетевого оборудования, созданные для быстрой и эффективной обработки больших объемов информации.

Перед выбором дата-центра необходимо определиться с задачами, которые должен решать центр, его пропускной способностью и уровнем надежности, а также наличием виртуальных или физических серверов, комплексом оборудования для работы, суммой расходов на использование ЦОД и необходимостью либо создания собственного ЦОД, либо использования услуг коммерческого дата-центра.

При выборе дата-центра стоит обратить внимание на такие показатели, как пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть, бесперебойность работы и уровень надежности, расположение, размер, профессионализм и опыт технического персонала, а также опыт внедрения комплексных IT-решений.

Стоит отметить, что аренда виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования и приложений, совместно с вычислительной мощностью, программами и объемами памяти, позволяют пользователям услуг ЦОД работать из любой точки мира. Однако, чтобы использование дата-центра было максимально эффективным, необходимо правильно выбрать подходящий центр, учитывая все указанные критерии.

Рынок услуг коммерческих дата-центров - анализ

Несмотря на отсутствие точной количественной информации о количестве действующих дата-центров в мире, можем сделать выводы о наиболее популярных локациях, благодаря онлайн-ресурсу datacentermap.com. Лидером по количеству дата-центров является США, на карте отображена информация о 1762 ЦОД, хотя фактических значений гораздо больше. Крупные очаги также сконцентрированы в Европе, таких как Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды.

США заметно опережает остальные государства по степени развития услуг коммерческих дата-центров. Более 37% клиентов ЦОД составляют компании из сферы информационных технологий, 23,9% - финансовый сектор и 19,7% - телеком-операторы. Среди других частых пользователей услуг также строительные компании и правительственные организации. Количество и мощности дата-центров в мире увеличиваются по мере внедрения IT в различные сферы экономики. Совокупная площадь всех центров данных в мире в 2013 году занимала 150 млн км², а в 2018 году этот показатель возрастет до 180 млн км². При этом эксперты прогнозируют плавный переход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров со сто тысяч стоек.

В России спрос на услуги дата-центров заметно уступает европейским, но рынок продолжает демонстрировать прогресс, невзирая на кризисы и экономические санкции. Некоторые новые ЦОД открываются, параллельно увеличивается потребность клиентов в размещении своих серверов в дата-центре, возрастает компетентность провайдеров услуг. По данным iKS-Consulting, на отечественном рынке действует до 180 крупных и средних ЦОД и около 28 тыс. мелких. В число крупнейших дата-центров в России входят такие компании, как DataLine (почти 3 тыс. стоек), ММТС-9 (1,5 тыс.), Linxtelecom (1,2 тыс.), SafeData и "Селектел" (более 1 тыс.). В кризисный период временно были зафиксированы избыток предложения и приостановка введения новых мощностей, однако начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост.

Пока не наблюдается снижения рейтингов европейских ЦОД. Клиентов привлекает высокая скорость обмена информацией и лояльное к потребителю европейское законодательство, в противовес российской практике извлечения серверов в любой момент без решения суда. Как отмечают эксперты iKS-Consulting, растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций будет все больше подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров. Однако российским провайдерам услуг в ближайшее время едва ли удастся отобрать лидерство у западных коллег.

Сравнение лучших предложений при выборе дата-центра для размещения или аренды сервера должно основываться на анализе рынка и учете критериев. Для этого можно выбрать 3-4 компании и провести детальное сравнение по двум ключевым пунктам - техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.

Перечень технических и сервисных возможностей можно представить в виде таблицы, в которой указывается категория надежности TIER и uptime, перечень услуг, круглосуточная поддержка и доступ к оборудованию, регулярный мониторинг и обслуживание оборудования, наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет, системы резервирования, несколько площадок для диверсификации рисков хранения, возможность интеграции услуг с другими по IP-технологии, защита приложений и информации, соответствие помещения, охрана, видеонаблюдение, электронная безопасность, готовность принять нестандартное оборудование, профессионализм сотрудников.

Важно отметить, что сотрудники ЦОД должны иметь сертификаты по соответствующей тематике, т.к. человеческий фактор является одной из основных причин остановки работы дата-центра. После оценки каждого пункта в таблице можно принять окончательное решение.

Стоимость услуг дата-центров зависит от многих факторов, поэтому единой сетки ценообразования не существует. Цена выставляется в долларах, евро или рублях и может включать в себя техническую поддержку и прочие дополнительные услуги. Наиболее востребованными являются услуги Colocation и Dedicated server. При оценке стоимости аренды необходимо учитывать занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническую поддержку, объемы потребляемой энергии и др.

Хотя цены на дата-центры остаются на уровне, близком к докризисному, благодаря высокой конкуренции и большому количеству предложений, провайдеры фиксируют цены, увеличивая объемы оказанных услуг и идут на увеличение срока окупаемости проектов. Современный рынок ЦОД продолжает оставаться рынком покупателя.

Контракт об уровне обслуживания, известный как SLA, является неотъемлемой частью договора аренды с дата-центром. Основное отличие SLA от других контрактов заключается в том, что он гарантирует предоставление услуг определенного качества. Прежде чем подписывать договор, клиент должен ознакомиться с ключевыми положениями, включая предмет договора, цену аренды, сроки, время реакции техподдержки, доступность и реквизиты сторон, а также дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты.

Кроме общих положений, договор должен детально прописывать главные моменты, такие как:

  • Качественные показатели услуги, такие как доступность сервисов круглый год. Например, важно заранее определить, имеет ли право провайдер останавливать дата-центр для плановых работ. При использовании провайдеров с высоким значением "tier" (III и выше) такой возможности быть не должно.
  • Порядок получения информационной и технической поддержки, способы связи, ожидание времени ответа, график работы службы поддержки.
  • Время реагирования на неисправность.
  • Порядок проведения технических работ.
  • Ответственность провайдера за неисправное оказание услуг, порядок и размер компенсации.

Аутсорсинг имеет множество преимуществ. Использование сторонних ресурсов позволяет оптимизировать затраты на IT-службу, быстро развернуть требуемую мощность, обеспечить высокий уровень сохранности информации и рассчитывать на высокопрофессиональную техническую поддержку круглосуточно. Клиенту необходимо только правильно выбрать дата-центр, основываясь на наиболее важных критериях и обязательных условиях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *